отдел продаж +7 (499) 490-00-18, 8 800 770-05-94
по будням с 9:00 до 18:00 (мск)

Использование персональных данных и Черный список покупателей

12.07.2019

Персональные данные – информация, по которой можно идентифицировать субъекта. Они разделяются по степени информативности и могут быть отнесены к конкретному лицу только официальным методом, с использованием документации. При работе с сервисом «Черный список» покупателей у многих клиентов возникает резонный вопрос: является ли обработка и хранение информации о телефонных номерах нарушением законодательства о защите персональных данных? В этой статье мы раскроем его с юридической точки зрения.

Как формируется Черный Список

Сервис «Черный список» покупателей интернет-магазинов позволяет предпринимателям получить доступ к базе данных, включающей в себя обезличенные номера мобильных телефонов, которые указываются покупателями на сайтах интернет-магазинов при оформлении заказов. Анализируя истории покупок, сервис присваивает номерам телефонов определенные статусы в зависимости от количества отказов от товаров, отправленных наложенным платежом. Это дает интернет-магазинам возможность рассчитать свои риски сотрудничества с каждым покупателем перед тем, как согласиться работать с ним без предоплаты.

Отметим:

База данных сервиса пополняется самими интернет-магазинами, которые сталкиваются с отказами покупателей от заказов, отправленных наложенным платежом. Благодаря «Черному списку» каждый предприниматель может предложить недобросовестному покупателю внести предоплату за свой заказ, исключив возможные риски сотрудничества с ним.

Черный Список и закон о защите персональных данных

Рассмотрим подробно, что говорится на тему персональных данных и информации, которая к ним относится, в законодательстве РФ и судебной практике.

1. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»

под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Номер мобильного телефона без указания его владельца (а это единственная информация о покупателе, которую предоставляет сервис интернет-магазинам) нельзя отнести к персональным данным: он представляет собой обезличенную информацию, а именно – набор цифр.

2. Согласно п. 1 ст. 19 ГК РФ

гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

Телефонный номер без указания его владельца нельзя соотнести с конкретным человеком, поскольку набора цифр в определенной последовательности недостаточно, чтобы понять, о ком именно человеке идет речь. Любой телефонный номер может переходить от одного человека к другому по правилам предоставления услуг мобильной связи. На практике это происходит, если абонент в течение длительного времени не использует свой телефонный номер, и оператор связи продает сим-карту с его номером телефона другому человеку.

3. В судебной практике по этому поводу отмечается, что

к персональным данным лица следует относить прежде всего, его фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы, а также другую информацию, при которой возможно идентифицировать конкретное лицо. Абонентский номер, предоставленный абоненту оператором связи, в отсутствие сведений о его владельце, не позволяет соотнести его с определенным лицом и не является персональными данными.

*(Апелляционное определение Курганского областного суда от 07.09.2017 г. по делу № 33-2984/2017).

Аналогичная правовая позиция представлена и в других судебных актах, например:

Таким образом, используя обезличенный номер телефона в оценивании рисков сотрудничества с кем-либо, «Черный Список» покупателей интернет-магазинов не использует в личных целях их персональные данные и не нарушает ни один из пунктов законодательства РФ.

Автор статьи: Дмитрий Савощенко

 

Попробуйте «Черный Список» в работе уже сейчас!

Просто введите номер телефона, чтобы авторизоваться в системе и выберите подходящий тариф.

Поделитесь этим материалом:
Советы для роста конверсии вашего интернет-магазина
Подпишитесь на рассылку сейчас и получите в подарок 7 лайфхаков для вашей логистики
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы разрешаете обработку, хранение и другие операции с персональными данными
ООО «Помощь интернет-магазинам» г. Москва, ул. Садовническая, д.14 стр.2, этаж 6, пом.I комната 1 +7 (499) 490-00-18 8 800 770-05-94

Укажите службы доставки, для которых вы бы хотели получать сервис Использование персональных данных и Черный список покупателей

Электронная почта

Телефон

Перечислите все службы доставки, с которыми вы работаете или собираетесь работать

Электронная почта

Телефон